sasha_bogdanov Александр Богданов Саша Богданов (sasha_bogdanov) wrote in kraeveds_spb,
sasha_bogdanov Александр Богданов Саша Богданов
sasha_bogdanov
kraeveds_spb

Category:

Грусман Вл.Моисеевич"Зыкина имеет такое же отношение к русской культуре и этнографии, как я к космос


 

,

 

Грусман Владимир Моисеевич, директор Российского Этнографического музея, когда я обратился к нему с вопросом "Есть ли в подчинённом ему Российском Этнографическом музее какие-либо материалы, связанные с творчеством Людмилы Георгиевны Зыкиной, в дни похорон Зыкиной заявил мне  

- Зыкина имеет такое же отношение к Русской культуре и этнографии, как я - к космосу. Никаких материалов по Зыкиной у нас нет. Идите в концертный зал"Октябрьский и у них спросите."

Адекватен ли этот чиновник, напрямую подчиняющийся Министерству культуры России, а значит, лично министру культуры господину Авдееву и премьер-министру Владимиру Путину?!

Вот именно эти, такие в дни похорон Людмилы Георгиевны Зыкиной  слова такого самоуверенного, надменного, "несменяемого" директора Российского этнографического музея  - это и есть реальный итог 9 лет всеобъемлющего, торжествующего путинизма для Русской культуры.

Путин создал зловещую систему ощущения своей абсолютной безнаказаности  и всевластия любым чиновником России в любом кресле, тем более в кресле чиновника-директора музея министерства культуры. В Российском Этнографическом музее - просто беда, а не экспозиция. Нет главного. Нет тут такого, чтобы  главная экспозиция главного музея этнографии в России эпохи "вертикали власти" Владимира Путина,  даже теоретически, была посвящена в основной своей экспозиции, в основном стержне своей научной работы, своего ежедневного просветительства -  культуре, духовной и материальной, Русского народа и работать именно на возрождение   духовности и культуры нашего народа, первого среди равных. Нет этого в нынешнем Российском музее этнографии при директоре Грусмане Владимире Моисеевиче. Есть ощущение,как в экспозиции Русских, -  низкого потолка над всеми нами, темноты и горестности в судьбе Русского народа. Искусственно создаваемый мрак, в определённом смысле этого слова.


 


В действительности же получается, что залы, посвящённые Русскому народу в Российском Этнографическом музее - с низкими потолками, затемнённые, много лет не ремонтировались, путеводителя по разделу культура Русского народа нет, видеофильмов нет, экранов нет. Музыкального строя, задушевной и обаятельной Русской народной песни  в экспозиции я не нашёл и в этих стенах  запросто не услышал.  

 

На данный момент, после почти 20 лет демократии и 9 лет победившего в стране путинизма собственно  духовная культура Русского народа представлена в Российском Этнографическом музее крайне мало, несоизмеримо мало по сравнению с предметами быта. И никакой атмосферы праздничности и какого-либо подъёма Русского самосознания, духовной и материальной жизни Русских людей я в этих залах, как посетитель и как гражданин,  не почувствовал. Экспозиция, посвящённая этнографии Русского народа оставляет на душе достаточно тревожное, печальное и подавленное впечатление.
 
При этом

встречают посетителя Российского Этнографического музея прекрасные залы - налево и направо -  с высоченными потолками, со световыми фонарями, в два этажа, с огромным объёмом воздуха - и что там?!

 

 Налево сразу же от входа в музей - в таком вот прекрасном зале -  новая экспозиция - новые стелажи и витрины, которым всего лишь 5-6 лет после реконструкции. Но они - не для постоянной выставки, посвящённой культуре Русского народа. Не демонстрации коллекции по этнографии Русского народа, а собственно, почему?! Почему там, просто в шикарном зале - про эстонский народ, про литовцев, про  чёрта и еврея-музыканта в их масленицу  и про католическое Рождество, но где же тут Русские, первые среди равных?!   А Русский народ - как говорится,  далее - наяву - в потёмках и с низкими потолками.

- направо пойдёшь - и опять зал со световыми потолками в два этажа - и опять там - нет интересной и вдохновляющей экспозиции по этнографии и судьбе Русского народа. Не этому посвящены лучшие залы Российского музея этнографии. Просто не этому посвящены и всё.

И на втором этаже в Российском музее этнографии - оказывается, недавно сделали музей в музее - музей по истории еврейского народа, созданный, как пишут на сайте музея этнографии, по инициативе Президента России.   

 

"Новый комплекс с его широким временным охватом дополняет сложившуюся традицию организации в Российском этнографическом музее монографических и региональных экспозиций, материал которых охватывает только хронологический период конца XIX - начала XX вв.

Определяющими обстоятельствами создания экспозиции История и культура евреев России являются развитие в России музейного дела и исследования национальной культуры, что еще в начале XX в. привело к появлению музеев еврейской культуры, а также новое осознание актуальности проблемы после большого хронологического перерыва.

Немаловажным представляется то, что идея создания данного экспозиционного комплекса была в числе инициатив Президента РФ. Реализация этой инициативы является вкладом в дальнейшее развитие роли Петербурга как культурной столицы России."

http://www.ethnomuseum.ru/section341/349/881/4505.htm

Далее смотрим на сайте этого же Российского музея этнографии эпохи Президента и премьер-министра Владимира Путина и директора Владимира Моисеевича Грусмана
 

Искали: русские

Общая численность : 138,7 млн. чел, в России - более 119 млн. (по данным 1989 г.)

Количество экспонатов в коллекции музея: 105500

 

Искали: евреи

Количество экспонатов в коллекции музея: 2740, в т.ч. европейские евреи - 2230

численность евреев в России - 537 тыс.чел.

 

 

Результаты поиска

Искали: русские

Количество текстовых материалов, в которых найден термин: 79

 

 

 

 

Общая численность : 138,7 млн.чел., в России - более 119 млн. (по данным 1989 г.)

Расселение: самый многочисленный народ Российской Федерации (составляет 80% ее населения); широко расселен по всей России, 21 млн. русских живут на бывшей территории СССР; русские расселены во многих странах зарубежной Европы, в США (1,2 млн.), Канаде, Австралии

Язык: русский (индоевропейская семья, славянская группа)

Вероисповедание: в основном христиане-православные, есть старообрядцы и сектанты различных толков

Количество экспонатов в коллекции музея: 105500

 

http://www.ethnomuseum.ru/glossary/?русские

 

  

Результаты поиска

 

Искали: евреи

 

Количество текстовых материалов, в которых найден термин: 16

 

 

Общая численность : около 13 млн.чел. (по данным 1989 г.)

Расселение: 4 млн. сегодня проживают в Израиле и 6 млн. - в США; евреи расселены на всех континентах во многих странах мира; 90% от общей численности составляют евреи-ашкеназы, проживающие главным образом в странах Европы, Америки и Австралии; на территории б. СССР кроме ашкеназов (европейских евреев) традиционно жили кавказские евреи в Грузии и Дагестане (15,5 тыс.чел), среднеазиатские (бухарские) евреи - на территории Узбекистана и Таджикистана (около 34 тыс.) и крымские евреи (крымчаки) на полуострове Крым (около 1,5 тыс.); численность евреев в России - 537 тыс.чел.

Язык: общий язык евреев - иврит (индоевропейская семья, германская группа); грузинские евреи считают родным языком - грузинский; дагестанские - татский (иранский); среднеазиатские евреи - таджикский; крымские - крымчакский (близкий к крымско-татарскому); европейские евреи - русский, украинский или белорусский (по месту проживания)

Вероисповедание: иудаисты

Количество экспонатов в коллекции музея:2740, в т.ч. европейские евреи - 2230, кавказские евреи (сефарды ) - 205, крымские евреи (крымчаки ) - 163, среднеазиатские евреи (бухары ) - 142

 

http://www.ethnomuseum.ru/glossary/?евреи

 

http://www.ethnomuseum.ru/section341/349/881/4505.htm



Дело в том, что в Российском Этнографическом музее  в эпоху Путина и Грусмана для создания некоего нового музея в музее для просторного размещения экспонатов по истории еврейского народа  свободных площадей и залов не было. Но экспозицию еврейской культуры, новую и интересную, всё равно создали и место достойное под это нашли - на втором этаже музея освободили большой и просторный зал, который по объёму - как два зала. Но для этого пришлось ужать экспозицию почти 4 ( четырёх?!) бывших советских республик Средней Азии. При этом в Российском этнографическом музее как не было, так и нет адекватной экспозиции по этнографии немцев Поволжья, хотя немцы на это деньги бы сразу нашли,  и таких народов России, как ханты и манси, которые благодаря своимместорождениям нефти и газа -своим природным ресурсам, добываемым на благо всех народов России, очень богаты, и они готовы вложиться большими деньгами в то, чтобы иметь прекрасный раздел в Российском Этнографическом музее в Санкт-Петербурге. Но им почему-то за все их валютные доходы от продажи нефти и газа места в постоянной экспозиции Российского этнографического музея не купить.

При этом в Российском Этнографическом музее есть свой кинозал, где раньше демонстрировали документальные фильмы по истории и этнографии народов СССР и России. В данный момент, согласно объяснениям сотрудников музея, кинозал искусственно разделён, как служебное помещение на части только ради того, чтобы в нём находились какие-то компьютеры - продолжение технических служб вот этого "музея в музее" по еврейской культуре, в котором работают  даже не сотрудники музея. То есть фильмы по этнографии народов России я, как посетитель Российского этнографического музея и как гражданин России посмотреть теперь не могу в кинозале, специально в музее для этого оборудованном, потому что там кто-то поставил свою аппаратуру по обработке какого-то одного отдела в музее. 

Новому Президенту России  предлагают 1 сентября 2009 года во всех школах России провести урок толерантности.

Директор Российского музея этнографии господин Грусман Владимир Моисеевич является членом губернаторского совета по толерантности при губернаторе Валентине Матвиенко.


Красиво бы было, если бы господин Грусман Владимир Моисеевич при нынешнем состоянии дел в подвластном ему музее этнографии в России, который как бы музей то ли Российской империи, то ли СССР, то ли России эпохи Владимира Путина, при  котором этнография Русских помещена в тёмных, даже в специально затемняемых залах с низкими потолками, а в кинозал музея месяцами посетителям не попасть и фильм по этнографии не посмотреть, якобы из-за сверхважных компьютеров с базами данных по еврейской культуре ( Да неужели?! Да быть такого не может!)

Вот красиво бы было провести урок толерантности в российских школах, начав с уроков толерантности к Русской культуре, причём не только материальной, но и духовной,  которую забывают. Русских песен почему-то не поют, в Российском этнографическом музее почему-то Людмилу Зыкину и Ольгу Воронец ни хранить, ни слушать, ни показывать простому Русскому народу в их кинозале почему-то при директоре Грузмане Владимире Моисеевиче не собираются, хотя Русский народ любит и Людмилу Зыкину и Ольгу Воронец, как выдающихся исполнительниц именно Русских народных песен и как голос именно Русской души. И никакого противоречия между искусством и творческим наследием и Людмилы Зыкиной, и Ольги Воронец, и Ольги Ковалёвой, и Лидии Руслановой и культурой и этнографией Русского народа нет и быть не может, если наш Русский народ любить и действительно болеть душой за развитие и приумножение его культурного духовного наследия. В Российском этнографическом музее давным давно должны была быть и просто обязана быть адекватная культуре Русского народа современная медиатека с достойным нашего народа визуальным медийным рядом. Российский этнографический музей постоянно вывозит на международные выставки предметы именно Русской материальной культуры, к которым во всём мире колоссальный интерес. С каких это пор к такому материальному богатству, как коллекция отдела Русских, помешала адекватная коллекция Русской песни и её лучших представителей?! Во имя чего такие "Нет и всё?!"

Хватит молчать, ждать и страдать.

Российский этнографический музей создан основателями и истинными подвижниками дела просвещения Русского народа во имя возрождения лучших культурных традиций нашего народа и во имя его процветания.

Русский народ должен быть представлен в экспозиции Российского этнографического музея в первую очередь, во всей своей красоте и во всей убедительности и обаятельности Русской культуры. И сама такая экспозиция не должна выглядеть ни для кого хоть в чём-то ущербной или не до конца адекватной, или тёмной, или не до конца убедительной. В этом нет никакой необходимости и никакой научной достоверности. В жизни всё не так и не должно быть так.

Экспозиция по этнографии Русских, Русского народа в эпоху демократии, в эпоху становления суверенной и новой, свободной России не должна быть где-то сбоку, в тёмных залах, в довольно мрачной обстановке и с низкими потолками. Постоянное обретение новой силы в своих истоках, заряд настоящей Русской культуры, красоты и бодрости - вот что должен получать каждый посетитель современного российского этнографического музея вне зависимости от национальности, языка и подготовленности к восприятию Русской культуры просто от взгляда на экспозицию Русского отдела, от самой простой и понятной экскурсии по таким залам. Эта задача на сегодняшний день не выполнена, и экспозиция в таком месте и создаёт с первого взгляда такое впечатление, как будто такая задача годами при такой власти и руководстве конкрентно и не ставилась. В лучшую сторону обновлялось всё, что угодно, но до экспозиции по этнографии Русского народа, чтобы сделать её светлой, просторной и убедительной, вот как бы якобы руки не доходят.  Это неправильно. Это бесконечно длящаяся годами недоработка, и это неадекватный ответ новым вызовам перед современной Россией.


В свободной России 21 века, в которой теперь более,  чем достаточно, свободного воздуха, вы бы, в первую очередь, адекватно и завораживающе показали культуру этих простых русских людей так, чтобы душа пела лучшие Русские народные песни не хуже Зыкиной.
 
Надо так представить в экспозиции сам по себе Русский народ, чтобы никому даже в голову не приходила  мысль о каком-либо ущемлении, стеснённости или мраке. Там где этнография Русского народа - там и его культура, его лучшие художественные и религиозные метафоры и его идеалы, его достойное, героическое прошлое, его светлое свободное историческое пространство. Всё это есть в любом этнографическом музее любого народа мира в любой стране. Я - в России, и я должен быть рад и счастлив, что Русские люди - мой прекрасный народ, и с гордостью приводить своих друзей и гостей нашей страны в Российский этнографический музей посмотреть экспозицию, посвящённую этнографии Русского народа.


Когда же придёт настоящий день?! Когда в Российском этнографическом музее в отделе этнографии Русских не будет всего этого мрака?! Когда душа посетителя Российского музея этнографии будет не скорбеть от  увиденного в Русском отделе, а наоборот, порадуется за Русский народ и, наконец, запоёт не хуже Людмилы Зыкиной, от любви к России свои народные песни?!

 

Этнография Русского народа это не археология Вологодской области.

 

Русский этнос - это не только губернские говоры и особенности. Очень удобно отдать всю науку в стране только под узких специалистов по конкретным областям России в 17-18 веках, причём жёстко следящих, к примеру, чтобы изучались только удельные, государственные крестьяне, и чтобы, не дай Бог, не помещичьи, крепостные. Ведь на культуру помещичьих, крепостных крестьян влияли вкусы и просвещение господ, привозивших в усадьбы иные книги, одежду, украшения. И эти украшения крестьянкам нравились. И им дарились, и они их носили, и вкрапляли в национальный костюм. А это уже якобы инородные вкрапления, которые не заслуживают музейного обобщения, изучения и экспозиции.

 

Я помню, как в советское время насаждался тезис о том, что эклектика в архитектуре и стиль модерн не стоят того, чтобы их сохраняло и охраняло государство. Один мол, смешение стилей, а другой появился слишком недавно, мол, модерн слишком молод, чтобы говорить об его обязательном осмыслении, выделении лучших образцов для музейного хранения, как произведений искусства в стиле модерн. Находилось ещё куча умников, обвинявших талантливых художников и архитекторов этого стиля в упадничестве, декадентстве. И где мы теперь? Ищем днём с огнём остатки того, что попросту в обиходной жизни и в путешествиях по столовым и магазинам всё-таки не разбито.

 

Теперь о Русской песне и этнографии. Русланова, в Русском костюме исполняющая Русские народные песни перед бойцами на фронтах Великой Отечественной войны, - это этнография?! Это, вне всякого сомнения, наша этнография и важнейшая историческая наука и элемент копирования и национального самосознания Русского народа. И "Валенки" Лидии Руслановой на ступеньках рейхстага стоят того, чтобы заархивировать этот факт и иметь документальные подтверждения этого события в Русском отделе Российского этнографического музея. И на этнографической выставке, посвящённой культуре Русского народа, не грех такое показать, и у нас, и за рубежом. Где Лидия Русланова, поющая на фронтах Великой Отечественной войны в русских костюмах русские народные песни в широком доступе для нового поколения россиян?! Почему этого нет в нашем культурном обиходе? Почему документальной хроники Лидии Руслановой, поющей в русском наряде русскую народную песню "Валенки" до сих пор нет ни одного кадра ни в Интернете, ни в продаже на DVD ни в одном магазине Санкт-Петербурга?! Товарищ Грусман не доглядел или подвёли хорошую научную базу под то, что якобы Лидия Русланова - это тоже не этнография и не стоит того, чтобы сохранять память о ней в Российском этнографическом музее?!

 

В своих воспоминаниях Людмила Зыкина говорит о том, что когда она потеряла голос, он чудом снова у неё появился именно от того, что она услышала, как русскую народную песню поёт по радио великая русская певица Надежда Обухова. Она пела так красиво, так вдохновенно, так завораживающе, что Людмила Зыкина, слушая обыкновенное советское радио у себя дома, стала ей подпевать - и у неё даже голос снова из небытия появился, нервные спазмы в голосовых связках прекратились, и красота из души звуками этой песни пошла.  

 

Вот это и есть настоящая наука и этнография для возрождения и культурного подъёма простого Русского народа - чтобы его песни прекрасно звучали по стране благодаря лучшим исполнителям и были доступны, были в обиходе для всех, от мала до велика. Это и есть настоящее возрождение России благодаря свободе и демократии и благодаря самым современных технологиям 21 века. Вот во имя чего мы живём - чтобы мы это знали и чтобы сердце пело на основе доступности талантливой работы лучших и ярчайших представителей Русского народа во имя расцвета его культуры. Где Надежда Обухова, поющая русские народные песни - в собрании Российского этнографического музея?! Почему там подобного материала в квалифицированном объёме до сих пор нет?! Почему во всём Интернете из всего наследия Надежды Андреевны Обуховой - одна только песня - один видеофайл за всю историю?! И где работа Российского этнографического музея в эпоху демократии по воскрешению этой глубоко народной Русской традиции?!



 

...Лидия Русланова, Надежда Обухова, Ольга Ковалёва, Людмила Зыкина в той части своего творчества, где они поют Русские народные песни, имеют самое непосредственное отношение к этнографии живого русского народа. к возрождению народной Русской культуры, во имя чего этнографические музеи, по большому счёту, и созданы.

 

Исключение лучших, талантливейших представителей Русского народа из доступного и пропагандируемого просветительского ряда - это не наука, а лицемерие. Результат такой псевдо-науки - это пролонгация застоя и отрицание развития. Народное искусство всегда создавалось талантливыми людьми, ярчайшими индивидуумами, которые жили и творили во имя счастья и скорейшего развития большинства. Никакой обезлички тут не было. Поэтому этнографическое наследие народа состоит не только из обезличенных, как бы общих предметов, но и из произведений совершенно конкретных авторов, творцов и материальной, и духовной культуры.

 

Почему я не могу придти в Российский этнографический музей и посмотреть сегодня фильм с Русскими народными песнями, причём не только, например,  из Вологодской области, в кинозале?

 

Кому в научном собрании Российского этнографического музея помешают фильмы с песнями в исполнении Лидии Руслановой, Ольги Ковалёвой, Надежды Обуховой или Людмилы Зыкиной?! Кто этому сопротивляется и отказывается сохранять живую Русскую культуру?! Кто вам сказал, что лучшие костюмы исполнителей народных песен, фотографии с фольклорных фестивалей, аудио и видеозаписи таких событий и выдающихся концертов не стоят сохранения в Российском этнографическом музее? Такой подход - это не наука, а создание пробелов в знании Русского народа о своей культуре в новейшей истории.

 

Российский этнографический музей известен в Санкт-Петербурге своими банкетами и поминками в главном Центральном зале. Больше банкетов, хороших и нужных! Но на них почему-то уже все наши начальники никаких Русских народных песен уже никогда не поют, и за Россию-матушку тосты не предлагают и за неё публично особенно не вступаются.

 

Может быть, это тоже результат такой вот работы такого вот Российского этнографического музея - мы гуляем в главном зале - кубатуры - не меряно, потолки - в три этажа, как у последних цезарей в Римской империи периода упадка.

 

А собственно экспонаты этнографии Русского народа - это где-то там, поодаль, в низких, тёмных помещениях, в скученном безмолвии, без выделения из народной среды особых талантов и как немой укор нынешней власти от имени якобы всесильного и патриотичного Президента Владимира Путина. А самому Путину попросту недосуг на ваш банкет, да ещё по делу! приехать. Там ведь настоящих Русских народных песен талантливо не поют. Хотя для своего развлечения, время от времени, на банкет в этот музей фольклорные коллективы периодически приглашают.

 

"...И теперь, когда стали мы первыми,

Нас заела речей маета.

Но за всеми словесными перлами

Проступает пятном - немота..."

 

        Александр Галич

 

июнь 2009 года,

 

Александр Богданов,

Санкт-Петербург.

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments