?

Log in

No account? Create an account
   Journal    Friends    Archive    Profile    Memories
 

ЮНЕСКО вызывают в суд по поводу незаконной стройки в историческом центре Санкт-Петербурга - Санкт-Петербург

moykariverдек. 23, 2016 12:32 am ЮНЕСКО вызывают в суд по поводу незаконной стройки в историческом центре Санкт-Петербурга


Одиночный пикет Н. В. Лаврентьева у Прокуратуры Санкт-Петербурга против незаконного строительства клубного дома Арт Вью Хаус на месте Литовского замка, 2013 год.

12 декабря в Куйбышевский районный суд Санкт-Петербурга поступило ходатайство о привлечении к участию в административном деле в качестве заинтересованного лица Комитета Всемирного наследия ЮНЕСКО. В рамках административного дела рассматривается иск гражданских активистов о признании незаконными заключений, согласований и разрешения на строительство на территории участка по набережной р. Мойки 102, выданных в 2010-2013 годах КГИОП, КГА и Службой государственного строительного надзора  и экспертизы Санкт-Петербурга собственнику участка ООО «М 102» и застройщику ООО «Особняк».

Напомним, что на пересечении Мойки и Крюкова канала напротив Новой Голландии на земельном участке, выкупленном в 2008 году у города, ООО «Охта Групп» и её дочерние структуры при активном содействии городских властей возводит элитный жилой комплекс Арт Вью Хаус в шесть этажей и с двухуровневым подземным паркингом.

Данный участок по набережной реки Мойки, 102 находится в границах объекта всемирного наследия ЮНЕСКО №540-001 «Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним группы памятников». Также, согласно п.1.6 главы 1 приложения 2 к Закону Санкт-Петербурга от 24.12.2008 № 820-7, на территорию участка распространяется режим охранной зоны ОЗ 1, запрещающий здесь любое новое строительство.

Истцы ссылаются на статью 172 «Руководства по выполнению Конвенции об охране всемирного наследия 1972 года», которая призывает все государства – стороны Конвенции сообщать Комитету, о своих намерениях предпринять или разрешить на территории, охраняемой согласно Конвенции, крупномасштабные восстановительные или новые строительные работы, которые могут оказать воздействие на выдающуюся универсальную ценность объекта. Уведомление необходимо направить в кратчайшие сроки (например, до подготовки проектов основных документов для конкретных проектов) и до принятия любых решений, которые было бы трудно отменить, чтобы Комитет мог оказать содействие в поиске соответствующих решений, гарантирующих полную сохранность выдающейся универсальной ценности объекта.


Панорама набережной р. Мойки у Матвеева моста напротив Новой Голландии с развернутым строительством многоквартирного 6-этажного элитного комплекса Арт Вью Хаус на 24 квартиры с подземным паркингом на 47 машиномест. Сентябрь 2016 года.


Тем не менее, вопреки требованиям Руководства власти Санкт-Петербурга не только не проинформировали Комитет всемирного наследия ЮНЕСКО о намерении согласовать строительство 6-этажного многоквартирного дома на территории объекта всемирного наследия, но и в нарушение Закона Санкт-Петербурга от 24.12.2008 № 820-7 выдали в 2010-2013 годах собственнику участка ООО «М 102» и застройщику ООО «Особняк» необходимые заключения, согласования, положительное заключение экспертизы и разрешение на строительство №78-01006320-2013, продлённое затем до 2019 года.

По мнению петербургских градозащитников и членов российского Национального Совета ИКОМОС, знакомых с ситуацией, строительство 6-этажного многоквартирного дома на набережной р. Мойки, 102 на территории объекта всемирного наследия ЮНЕСКО №540-001 «Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним группы памятников» представляет собою угрозу его выдающейся универсальной ценности, а также целостности и подлинности объекта всемирного наследия.

Изложенные обстоятельства, по мнению гражданских активистов, подтверждают, что строительные работы в историческом центре Санкт-Петербурга на набережной р. Мойки, 102,  затрагивают права и обязанности Комитета всемирного наследия ЮНЕСКО, установленные п. 172, 176, 178, 182 практического Руководства по выполнению положений Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия.

В обосновании ходатайства истцы ссылаются на то, что Российская Федерация, как государство – сторона Конвенции 1972 года, придаёт первостепенное значение выполнению требований международных соглашений по охране памятников всемирного культурного и природного наследия. В частности, поручением Президента РФ В. В. Путина от 04.04.2016 Правительству РФ надлежит обеспечить соблюдение положений Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия (1972 год), требований практического Руководства по выполнению указанной Конвенции, а также решений Комитета всемирного наследия ЮНЕСКО в отношении включённых в Список всемирного наследия объектов культурного наследия, расположенных на территории Российской Федерации.

Также истцы ссылаются на п.5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31.10.1995 №8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия», согласно которому судам при осуществлении правосудия надлежит исходить из того, что общепризнанные принципы и нормы международного права, закрепленные в международных пактах, конвенциях и иных документах, и международные договоры Российской Федерации являются в соответствии с ч. 4 ст.15 Конституции Российской Федерации составной частью ее правовой системы. При этом судам необходимо иметь в виду, что в силу п. 3 ст.5 Федерального закона Российской Федерации «О международных договорах Российской Федерации» положения официально опубликованных международных договоров Российской Федерации, не требующие издания внутригосударственных актов для применения, действуют в Российской Федерации непосредственно.

Как пояснил представитель истцов, судья Воробьёва И.А. отложила принятие решения по ходатайству до следующего заседания в связи с неявкой представителей ответчиков.

Международная практика показывает, что вовлечения в дело Комитета Всемирного наследия ЮНЕСКО влечёт за собою, как правило, приостановку всех работ на участке до проведения детального изучения материалов и обстоятельств дела специальной комиссией экспертов ИКОМОС в составе членов национального комитета и международной группы с целью выработки рекомендаций. Поскольку, как было указано в ходатайстве, Комитет Всемирного наследия в нарушение ст. 172 Руководства ранее не был информирован о разрешении строительства в границах объекта всемирного наследия.

Дополнительная пикантность ситуации состоит в том, что два члена российского Национального Совета ИКОМОС, избранного летом этого года – петербуржцы А. А. Ковалёв и Н. В. Лаврентьев – давно доказывают незаконность строительства элитного комплекса Арт Вью Хаус на территории объекта всемирного наследия ЮНЕСКО №540-001 «Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним группы памятников», представляющего по их мнению угрозу его выдающейся универсальной ценности, а также целостности и подлинности объекта всемирного наследия.

Будем следить за этим судебным процессом, который может создать важный прецедент в практике рассмотрения судами административных дел о нарушениях охранного законодательства при выдаче разрешений на строительство и иную хозяйственную деятельность в охранных и буферных зонах объектов всемирного наследия.

См. также: Вице-губернатор Албин о мифическом статусе объектов всемирного наследия ЮНЕСКО в России
См. также: Незаконная стройка на набережной Мойки 102 будет остановлена по требованию ЮНЕСКО


Оставить комментарийPrevious Entry Поделиться Next Entry